О Самбо
Василий Сергеевич
ОЩЕПКОВ
(1892-1937)
Родился в декабре 1892 года в поселке Александровский пост на Сахалине. В 11 лет осиротел. 29 октября 1911 года в возрасте 18 лет поступил в Кодокан. Через некоторое время заканчивает Кодокан, получает черный пояс по дзюдо.
В 1914 году во Владивостоке в обществе «СПОРТ» открывает кружок дзюдо. В стенах этого кружка проводится первая международная встреча по дзюдо между русскими и японскими дзюдоистами.
В 1917 году поддерживает Великую Октябрьскую Революцию. Новой властью командируется на длительное время в Японию, Китай.
В 1925 году возвращается в Россию, в Новосибирск. В Новосибирске приказом Реввоенсовета СССР Ощепков был зачислен на кадровую службу в Красную Армию и назначен военным переводчиком в один из отделов штаба Сибирского военного округа.
Приглашают работать инструктором по самозащите в новосибирское отделение «Динамо».
В 1929 году получил приглашение на работу в Москве, в ЦДКА. В ЦДКА организует группы по изучению рукопашного боя среди военно-служащих и работников Дома Армии, а также первая в стране женская группа. В последующем были организованы занятия для высшего комсостава Красной Армии.
С 1930 года преподает дзюдо в качестве одной из учебных дисциплин в Московском институте физкультуры. Подготовленные им тренеры начинают преподавать дзюдо в Ленинграде, на Украине.
В начале 30 годов ХХ века принимал активное участие в разработке норм комплекса ГТО (Готов к Труду и Обороне), второй степени в которую были введены приемы самозащиты и обезоруживания для мужчин и женщин.
Ощепков был человеком широких взглядов и, практикуя дзюдо, постепенно стал отходить от незыблемых японских канонов. Он изменяет форму, вводит русскоязычные термины. Заменяет поклон, на обязательное рукопожатие до и после схватки, вводит разделение на весовые категории. Кроме этого Василий Сергеевич Ощепков занимается неуклонным обогащением и совершенствованием техники борьбы и самозащиты, формируя основы нового вида единоборства.
Ощепков организовывает соревновательные встречи с учениками Спиридонова Виктора Афанасьевича, а также представителями ряда национальных видов борьбы, в первую очередь с борцами грузинской чидаобы.
Василий Сергеевич в своей работе исходил из того, что безотказно прочные навыки самозащиты могут быть воспитаны только лишь на широкой и надёжной спортивной основе.
Ощепков проанализировал все существующие тогда международные спортивные единоборства, китайское ушу и целый ряд национальных видов борьбы с точки зрения применения их техники в боевой схватке.
Ощепкова по праву можно считать человеком, идеи и разработки которого послужили основой спортивного раздела системы САМБО, раздела общедоступного для широкого круга людей, а приёмы и методы самозащиты пополнили боевой раздел этой системы, вооружив невидимым оружием армию, спецслужбы, милицию.
Некоторые недостаточно сведущие лица недоумевают: если Ощепков начинал именно с японской борьбы, то получается, что самбо и дзюдо — это почти одно и то же? В отличие от этих лиц японские специалисты дзюдо так не думают. Когда в начале шестидесятых годов, в преддверии Токийской олимпиады, в СССР впервые прибыли лучшие дзюдоисты Японии со своими тренерами и познакомились с самбо, у них не возникло никаких сомнений в том, что это совершенно самостоятельный и самобытный вид борьбы. Перед ними предстала система принципиально новая и значительно более совершенная, чем дзюдо. Борьба, содержащая в своем арсенале даже вообще незнакомые им приемы, с которыми гости поспешили познакомиться (Лукашев М.Н., 1986). При этом для японских специалистов осталась за кадром огромная составляющая часть системы САМБО — боевой раздел, или как принято говорить — «боевое САМБО».